Игры для развития эмоционально-волевой сферы детей картотека (средняя группа) на тему. Игры на развитие эмоционально-личностной сферы Игры основанные на эмоциональном восприятии

Пиктограммы позволяют закрепить представление детей об эмоциях человека . Дети должны рассмотреть пиктограммы и рисунки с изображением различных выражений лица, сравнить их. Стоит уделить внимание выражению глаз, расположению уголков губ, подбородка и тому подобное. Взрослый должен объяснить, что, несмотря на непохожесть людей между собой по возрасту, внешности, выражению их лиц иногда бывают схожими. Это происходит при определенных обстоятельствах: в тот момент, когда люди радуются, грустят, напуганы, обозлены. Демонстрируя пиктограммы, следует обратить внимание детей, что лицо нарисовано на бумаге с помощью геометрических фигур (квадрат, круг), точки, линии. Такой рисунок - условное изображение. Более точное изображение лица человека передают фотографии. Кроме того, себя можно увидеть в зеркале, в водоемах. Когда еще не было фотоаппаратов, люди рисовали картины, на которых также изображали свое лицо или лицо своих родных.

Постепенно дошкольники будут учиться использовать пиктограммы для определения собственного настроения, настроения родителей, родственников, взрослых, которые им небезразличны .

Упражнение «Выбери правильно»

Ребенок (дети) рассматривает карточки с изображениями эмоций. Взрослый проводит с ней (ним) беседу и предлагает выполнить задание.

Задача: внимательно прослушать сообщение взрослого и с его помощью определить, какая карточка более всего соответствует ситуации:

Что случится с мишкой, которого покусали пчелы?

Как ты себя чувствуешь, когда другие ласково обращаются к тебе, улыбаются, говорят приятные слова?

Что чувствует мальчик, который сломал свою любимую игрушку?

Что чувствует девочка, которая увидела на улице больную кошку?

Что чувствует бабушка, когда внуки дарят ей букет цветов?

Что чувствуешь ты, когда дети называют тебя «плохими» словами?

Что чувствует зайчик, когда за ним гонится лиса?

Что чувствует мальчик, носки которого испачкали другие дети

Как чувствует себя мальчик, который потерялся?

Как чувствует себя мальчик, которого угостили чем-нибудь вкусненьким?

Как будет чувствовать себя человек, на которого напала разъяренная собака?

Что чувствует мальчик, которому не удается застегнуть пуговицу?

Как ты себя чувствуешь, когда другие дети не берут тебя в игру?

Как чувствует себя девочка, которая увидела, что другие дети разрушили сделанный ею домик из песка?

Что ты чувствуешь, когда удалось нарисовать красивый рисунок?

Беседы психолога с детьми на тему эмоции

Разъяснения и беседы должны проводиться взрослым систематически. Информируя ребенка, следует повторять, закреплять и последовательно распространять информацию. Для детей младшего дошкольного возраста продолжительность беседы - неопределенная. В детском саду беседы следует проводить индивидуально или в небольших группах. Пригодятся и адресные превентивные беседы с теми детьми, которые постоянно нарушают правила взаимодействия со сверстниками, агрессивно настроенными, склонными к проявлениям насилия.

В воспитательной работе желательно систематически применять беседы о базовых эмоциях человека, их особенностях, событиях, которые их вызвали. Разговор с ребенком о чувствах взрослого человека позволит ему осознать, что в мире существуют вещи, которые не оставляют равнодушными, - через них человек радуется, грустит, удивляется. Следует подчеркнуть, что радость, удивление, печаль и злость являются естественными ощущениями человека в любом возрасте, и подчеркнуть: осуждаются не сами эмоции, а действия, поступки, которые их сопровождают.

Во время беседы ребенок не только обогащается знаниями. Беседы становятся составной частью отношений и взаимоотношений с взрослым: ребенок осознает, что его понимают, он небезразличен для другого человека, его ощущения - значимы.

Подчеркиваем важность разъяснения младшему дошкольнику особенностей эмоционального реагирования человека. Ребенок должен осознать, что взрослый человек, так же, как и он, расстраивается, сердится, обижается, радуется.

Он может находиться в хорошем или плохом настроении. Необходимо обратить внимание на то, что настроение передается другим людям: грусть или гнев от одного человека переходит к другому. Поэтому лучше делиться приятными впечатлениями, радостью, улыбками, чем «заражать» друг друга грустью и яростью. Не менее важно дать объяснения относительно того, что разные люди по-разному реагируют на одни и те же события. Например, если потерялась игрушка, у одного ребенка это вызовет отчаяние и печаль, у другого гнев, ярость.

Стоит обращать внимание дошкольников на то, как люди реагируют на различные события. Выбрать такие моменты, когда сверстники наиболее отчетливо проявляют эмоции, и дать возможность понаблюдать за их эмоциональной экспрессией.

Когда следует проводить беседу?

Ответить на этот вопрос однозначно невозможно. Ориентиром должна быть ситуация и потребности самого ребенка: его желание расширить собственные представления, получить разъяснения, совет, помощь.

Единственное, чего не следует делать, - проводить беседы с одним ребенком ежедневно в строго определенное время. Кроме того, важно предотвращать превращение беседы в поучительную нотацию.

Ориентировочные темы бесед:

- «Ласковое имя»,

- «Разные люди - разные лица»,

- «Движения человека»,

- «Приятное - неприятное» и другие.

Упражнение «Ласковое имя»

Дети находятся вокруг взрослого, образуя круг, и по очереди называют свое имя. Повторяя его вместе с другими, взрослый обращает внимание на то, что есть у ребенка, который назвал себя: внешность (цвет волос, глаз, губ и т.д.), одежда, настроение. Другие дети здороваются с ребенком, искренне улыбаются, ласково касаются его, глядя в глаза. Взрослый спрашивает воспитанников, как можно по-другому обратиться к ребенку, не меняя его (ее) имя (Елена - Алена - Леночка). Выслушав сверстников, ребенок рассказывает, как обращаются к нему близкие взрослые, как называют его члены семьи (Солнышко, Зайка, Звездочка).

Взрослый спрашивает, кого в семье называют так же, если есть такой ребенок в кругу, то оба ребенка выходят в центр круга: другие дошкольники должны отыскать сходство между ними.

Упражнение «Разные люди-разные лица»

Взрослый предлагает осуществить чрезвычайно важное «исследование»: закрыть глаза, кончиками пальцев прикоснуться к собственному носу, лбу, щекам, волосам, повернуть голову в сторону, открыть и посмотреть на соседа сначала правым, затем - левым глазом. Взрослый акцентирует внимание на том, что у разных людей разные лица. Присматриваясь к тем, кто тебя окружает, можно увидеть, что у одних - большие глаза, у других - маленькие, у одних пухлые губы, у других - узкие. Имеется сходство и непохожесть в размере и цвете глаз, щек, губ, их расположении. Эти особенности отличают одного человека от другого и дают возможность его запомнить.

Кроме того, люди имеют разные выражения лица. Выражение лица, как новогоднюю маску, человек может менять по собственному желанию. Каждый решает сам, какое выражение ему нравится, он будет иметь радостное лицо или недовольное. Ребенку следует объяснить, что ощущение сказывается на внешнем виде человека: радостный человек - спокойный, глаза «светятся», голос негромкий, движения уравновешенные, плечи расправлены, губы «растягиваются» в широкую улыбку. Чувствуя радость, человек хлопает в ладоши, поет, танцует. Грустный человек - беспокойный, вялый, имеет полуприкрытые, влажные от слез глаза, тихий голос, сжатые губы. Печалясь, он старается избегать общения с другими, остается в одиночестве.

Особое выражение лица возникает у человека тогда, когда появляется недовольство, обида. О том, что человек чувствует злость, свидетельствуют его нахмуренные брови, прищуренные глаза, стиснутые зубы, опущенные уголки губ. Злость вызывает напряжение не только мышц лица, но и тела: руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак.

Предлагая детям внимательно посмотреть на лица друг друга, взрослый обращает внимание на выражение лица соседа (соседей) слева, справа, напротив. На счет три - каждый ребенок демонстрирует различные выражения лица.

Упражнение «Приятное - неприятное»

Во время беседы следует разъяснить, что способен испытывать каждый человек. Его ощущения бывают приятные и неприятные. Интересно узнать, что является приятным для тебя самого, близкого тебе человека, твоих родителей. Приятными и неприятными могут быть люди, животные, предметы, события.

Если нежно прикоснуться к другому - это вызывает приятные ощущения (взрослый ласково касается, гладит каждого ребенка), если вести себя грубо, например, крепко стиснуть руку человека - это неприятно и даже может вызвать боль. При таких условиях выражение лица человека показывает, что он чувствует и нравится ли это ему. Следует обязательно пояснить младшим дошкольникам, что, кроме прикосновений, человек реагирует на слова других, тон разговора и их поведение. Неприятные слова, оскорбительные сравнения так же вызывают недовольство, возмущение. И еще - каждый человек достаточно чувствительный к силе голоса другого человека, щебету и пению птиц, возгласов животных, звуку музыкальных инструментов.

Упражнение «Движения человека»

Взрослый обращает внимание на необходимость человека менять положение тела. Подчеркивает, что каждый ребенок любит поиграть, попрыгать, побегать, потанцевать. Поскольку очень трудно долго стоять или сидеть в одной позе, приходится все время менять положение частей тела (руки, ноги, голова, туловище, шея). Детям предлагается встать на одну ногу и замереть (почувствовать, насколько это удобно/не удобно), попрыгать, потанцевать, потопать, покрутиться (покружиться вокруг стула, игрушки), в паре.

Уместно поставить вопрос: «другие дети же ничего не видят, как и ты, в то время, когда ты закрываешь глаза?»

Следует обязательно обратить внимание на то, что двигаться не сталкиваясь возможно. Иногда человек попадает в толпу. Среди большого количества посторонних людей чрезвычайно важно быть наблюдательным, внимательным. Если не учитывать направления движения людей вокруг, можно нанести вред и себе и другому человеку. Взрослый отмечает, что толкание, затрагивание другого, даже случайное, может вызвать неудобство, вызвать боль, что, в свою очередь, становится причиной раздражения, возмущение, гнев. Конечно, этого можно избежать, если уделять больше внимания собственным движениям, развивать гибкость тела, восприимчивость.

Следует отметить, что человек движется не только для своего удовольствия. Движения руками, пальцами, наклон головы, туловища помогают людям рядом понять его самочувствие.

Возраст человека также сказывается на его движениях. Маленький ребенок, взрослый и пожилой человек движутся по-разному. Так, жесты взрослого человека, который хорошо себя чувствует, - четкие и выразительные. Детям следует подумать, почему пожилые люди не так искусны, как маленькие дети.

Обратить внимание следует и на то, что различаются между собой жесты мальчиков и девочек. Последние движутся с легкостью, плавно. Движения мальчиков - резче. Стоит сравнить движения людей и животных. Человек, который чувствует угрозу, напуган, не уверен - закрывает глаза, пытаясь спрятать лицо. Именно так делает огромная птица - страус, пряча голову в песок, или обезьяна, которая залезает высоко на дерево и закрывает лапами глаза. Если же человек радостный и довольный, он хлопает, подпрыгивает, кружится. И в этом случае его поведение, позы, жесты напоминают действия представителей животного мира. Например, лебедь танцует на воде, собака подпрыгивает на месте.

При проведении бесед необходимо помочь ребенку найти ответ на следующие вопросы:

Когда человек радуется?

Когда бывает страшно?

Когда человек плачет?

Что заставляет людей улыбаться?

Когда на лице появляется улыбка?

С кем приятно общаться?

Кто в семье всегда радует тебя, а кто огорчает?

class="eliadunit">

Может ли быть красивым злой человек?

Что было самое приятное в жизни?

Кто из твоих знакомых имеет красивый голос?

Чем ты можешь порадовать других?

Чем ты можешь огорчить близкого человека?

Ориентировочные варианты беседы психолога с детьми

Беседа «НАСТРОЕНИЕ»

1. Что значит «хорошо себя чувствовать»?

2. Как ты узнаешь, какое у тебя настроение?

3. Когда у тебя преобладает хорошее настроение?

4. От кого твое настроение портится?

5. Как ты сейчас себя чувствуешь? Почему?

6. Можешь ли ты способствовать улучшению настроения? Как именно?

Беседа «ЖЕЛАНИЯ»

1. Чего тебе больше всего хочется?

2. Выполнимое ли это желание? Почему?

3. Что ты будешь чувствовать, если оно действительно осуществится? Почему?

4. От кого зависит осуществление этого желания?

5. Чего ты больше всего не хочешь? Почему?

6. Что ты можешь сделать, чтобы нежелательное не случилось?

Беседа «Любовь»

1. Что значит «любить»?

2. Как распознать человека, который любит?

3. Кого ты любишь? Почему?

4. Кто любит тебя? Почему?

5. Как ты узнаешь о том, что тебя любят?

6. Любишь ли ты себя? За что именно?

7. Чем ты себе не нравишься?

8. Кого ты не любишь? Почему?

9. Кто не любит тебя? Почему?

10. Можно ли прожить без любви?

11. Чем отличается чувство привязанности, симпатии, товарищества, влюбленности, любви?

Беседа «ВРЕМЯ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

1. Как ты думаешь, до какого возраста ты доживешь?

2. Что важное случилось с тобой, когда ты был маленьким?

3. Что интересного произошло с тобой сегодня?

4. Какие приятные - неприятные события могут произойти с тобой:

а) в ближайшее время?

б) когда будешь заканчивать школу?

в) когда будешь взрослым человеком?

г) когда превратишься в старика?

Беседа «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»

1. Доволен ли ты своей жизнью? Почему?

2. Что в жизни для тебя самое дорогое?

3. У тебя есть личные планы? Какие же?

4. Что в жизни зависит от тебя?

5. Чего ты добился собственными силами?

6. Что необходимо для победы?

7. Ты - хороший человек? Почему так считаешь?

8. Чем ты особенный?

9. Чем похож на других?

10. Что ты сделал по совести?

Организовывать время от времени индивидуальные тематические беседы, направленные на то, чтобы помочь ребенку осознать свои переживания и со временем научиться регулировать их. Это необходимо, поскольку дает понимание внутреннего мира каждого ребенка (темы: «Настроение», «Желание», «Страхи», «Радость», «Уважение», «Любовь», «Обида», «Долг» ...)

Дать возможность ребенку путем рисования (красками, карандашами, мелками...) освободиться от страха, напряжения, негативных переживаний (темы: «Один дома», «Мне приснился сон», «Мой страх», «Моя волнения» ...)

Расширить представление о мире человеческих чувств - радость, интерес, горе, печаль, страдание, презрение, страх, стыд, вина, зависть, огорчение, гнев, совесть.

Пантомимические этюды в работе

Выполнение пантомимических этюдов позволяет свободно проявить собственные ощущения, способствует развитию выразительности движений. Не следует заострять внимание на угловатости ребенка, отсутствии выразительности, непохожести его движений с движениями выбранного ею персонажа. Взрослый должен понимать, что младший дошкольник только учится сосредотачиваться на себе, ослаблять мышцы, проявлять гибкость. Важно заметить сдвиги в положительную сторону, выделить и подчеркнуть положительные моменты «еще вчера тебе не удавалось это сделать, а сегодня - удалось, ты - молодец», «раньше было не так похоже, как сейчас», «сегодня гораздо лучше, чем вчера», «ты постарался, и стало более убедительно, уверена, в следующий раз будет еще лучше». Следует подчеркнуть наблюдательность, гибкость, настойчивость, старательность ребенка.

Применяя пантомимические этюды, целесообразно провести вступительную беседу и использовать фрагменты музыкальных произведений детских композиторов, усиливать выразительность движений, предоставлять возможность раскрепощения. Выполнение пантомимических этюдов позволит развить эмоциональную восприимчивость ребенка, фантазию, гибкость тела.

В работе с младшими дошкольниками можно использовать пантомимические этюды: «Стройная березка», «Музыки», «Строители», «Воздушные шарики», «Бабочки».

Упражнение «Мои любимцы»

Перед выполнением пантомимического этюда следует узнать, есть ли у ребенка домашний любимец и предоставить возможность рассказать, как он выглядит, в каких условиях живет, что любит больше всего. Внимание уделяется тому, всегда ли животное чувствует себя и ведет себя одинаково в различных условиях; как воспринимает хозяев и незнакомых людей, как реагирует на воду, как относится к любимой пищи; как проявляет свое недовольство. Выяснить, обладает ли ребенок языком животных и как общается со своим любимцем. Выслушав малыша, вспомнить тех животных, которые являются главными героями сказок и детских рассказов («Три медведя», и т.п.). Выяснить, кто из них является любимым героем, кто - нет, чем именно одни животные нравятся детям, а другие - не нравятся.

Предложить ребенку изобразить своего любимца (когда он спит, гуляет по квартире, играет с ребенком, просит есть, общается, купается и т.п.) или изобразить любого сказочного героя, о котором рассказывали родители, воспитатель, психолог, другие дети и тому подобное.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения. В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия. Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки. Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений. Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Пресс­конференция» Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу. Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д. Один из участников пресс­конференции – «гость» ­ садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников. Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д. «Ролевая гимнастика» Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа. Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения. Предложить рассказать стихотворение: 1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью». 2. Как иностранец. 3. Шепотом. 4. Очень медленно, «со скоростью черепахи». Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, … Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка. Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, … Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, … Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, … «Секрет» Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели. Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,…. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет». Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что­то есть, …) «Мои хорошие качества» Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку. Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. (Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто­то отказывается.) «Я лучше всех умею …» Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку. Содержание игры: дети садятся в круг, ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами. «Волна» Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением. Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным. Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1­2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского). «Мимическая гимнастика» Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние. Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию. Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….) «Собери эмоцию» Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения. Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!) «Моё настроение. Настроение группы» Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок. Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру. «Слушаем тишину» Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием. Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать. «Заряд бодрости» релаксационное упражнение Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение; Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими. Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки. Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» «Броуновское движение» Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения. Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры. «Котёл» Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость. Содержание игры: «Котёл» ­ это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие. «Вторжение» Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту. Содержание игры: на пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры. «Передай по кругу» Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение. Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть, не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать). «Монетка в кулачке» релаксационное упражнение Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции. Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке. «Подними игрушку» релаксационное упражнение Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально­релаксационного типа дыхания. Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1­2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3­4­5­6 – выдох через рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз. «Приветствие короля» Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями. Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди. «Найди и промолчи» Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества. Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных. «Коробка переживаний» релаксационное упражнение Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы. Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что­то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания. «Акулы и матросы» Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость. Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается. «Коровы, собаки, кошки» Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других. Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами. «Разведчики» Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе. Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте. «Пианино» релаксационное упражнение Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики. Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения, имитирующие игру на пианино (гаммы). «Кто кого перехлопает/перетопчет» релаксационное упражнение Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения. Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче. «Аплодисменты» релаксационное упражнение Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата. Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель. «Создание рисунка по кругу» Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения. Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что­нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что­нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку. «Приветствие» релаксационное упражнение Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним. Здравствуй друг! Здороваются за руку. Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга. Где ты был? Дергают за ушко друг друга. Я скучал! Кладут руки себе на сердце. Ты пришёл! Разводят руки в стороны. Хорошо! Обнимаются. «Скучно­скучно» Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности. Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова: Скучно­скучно так сидеть, Друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры. «Тень» Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов. Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь­в­точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из­под руки, балансировал по мостику и т. д. «Властелины кольца» Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы. Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7­15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться. Игра «Повтори движения» Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого. Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть. Игра «Час тишины – час можно» Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение. Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас бу дет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. Игра «Молчание» Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением. Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила - водит. Игра «ДА и НЕТ» Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия. При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы. Ты девочка? Соль сладкая? Птицы летают? Гуси мяукают? Сейчас зима? Кошка – это птица? Мячик квадратный? Зимой шуба греет? У тебя есть нос? Игрушки живые? Игра «Говори» Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия. Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет.

№ 1 «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

№ 2 «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО ...»

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа».

№ 3 «ОПИШИ ДРУГА»

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,

насколько ребенок был точен.

№ 4 «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

№ 5 « КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

№ 6 «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

№ 7 «ПОДАРОК НА ВСЕХ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК »

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный

выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

№ 8 «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»

Цель: развитие анализа и самоанализа .

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

Помогай друзьям.

Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

Не завидуй.

Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

№ 9 «ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»

Цель: прочувствовать различные позиции в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит

в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и

актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый

радостный день в прошлом месяце" и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят

лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит

около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле

спиной друг к другу, продолжают разговор.

После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в

процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

№ 10 «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

№ 11 « ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?

Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

№ 12 «ЛИЦА»

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:

Радость,- удивление,- интерес,

Гнев, злость, -страх,- стыд,

Презрение, -отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

№ 13 «МАСКИ»

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

№ 14 « РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

№ 15 «РИСОВАНИЕ»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения .

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его

ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством

понимания."

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или

яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю

вручается грамота.

№ 16 «ХУДОЖНИК СЛОВА»

Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.

Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

№ 17 «СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

другого, развитие эмпатии .

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.

№ 18 «ИГРУШКА»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать .

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель

красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит

играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его

задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки

в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как

свою самую любимую.

Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение

прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

№ 19 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

Цель: задание направлено на конкретную проработку и применение "волшебных" средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания .

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления на практике волшебных средств понимания).

Примеры проигрываемых ситуаций:

Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

№ 20 «НАСТРОЕНИЕ»

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

№ 21 «ШКОЛА УЛЫБОК»

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Вводная беседа:

Когда люди улыбаются?

Какие бывают улыбки?

Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...

Нарисуйте улыбающегося человека.

Улыбающийся человек, какой он?

№ 22 «ОБЩЕЕ HACTPOЕНИЕ»

Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника .

1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д."

Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

2 этап : Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

3 этап : Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости...

На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

№ 23 «Я ХОРОШИЙ - Я ПЛОХОЙ»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа .

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

№ 24 «Ветер дует на...»

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет

друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность

поспрашивать участников каждому.

№ 25 «Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

№ 26 «Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

№ 27«Сочиним историю»

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

№ 28 «Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - * голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

№ 29 «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Ведущий говорит: «Все мы - львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание.»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

№ 30 «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание: они согласны с утверждением, то поднимают вверх и кричат «Да», если не согласны, опус руки и кричат «Нет!*

Есть ли поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?

№ 31 «Тень»

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

№ 32 «На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

№ 33 «Психологическая лепка»

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: « морскую звезду» (можно лежа на ковре) - и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

№ 34 «Прогулка по ручью»

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи

№ 35 «Зеркало»

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая - разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.



Игры для детей старшей группы

Выбери девочку

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Ход игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.

1.Зайку бросила хозяйка, - Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.

Какая девочка бросила зайку? - задает вопрос воспитатель после чтения стихотворения.

2. Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу:

Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!

Какая девочка испугалась за бычка?

3. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу - Потому что он хороший.

Какая девочка пожалела мишку?

4. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Какая девочка любит свою лошадку?

Колобок

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.

Ход игры . Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-"Колобок". Тот, к кому попадет "Колобок", должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:

    Как тебя зовут?

    Колобок, я знаю, из какой ты сказки.

    Колобок, давай с тобой дружить.

    Приходи ко мне в гости, колобок.

После сказанной фразы ребенок передает "Колобка" соседу или кому захочет.

Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к "Колобку" в этой роли.


Джинн

Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности.

Ход игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джинн. Ребенок, выбранный на роль Джинна, находится в центре круга. После волшебных слов "Крибле! Крабле! Бумс!", которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.



«Передай настроение»
Цель : развитие выразительных движений, наблюдательности, воображения.

Ход игры . Придумывается и передается настроение (грустное, веселое, тоскливое). Первым мимикой, жестами настроение показывает воспитатель. Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослыи ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение.



«Разговор сквозь стекло»
Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния.

Ход игры. Играющие, с помощью воспитателя составив пары, должны представить, что один из них находится в магазине, а другой ждет его на улице. Но они не успели решить, что нужно купить, а выход - далеко. Проблема решается попыткой договориться через толстое стекло витрины. Кричать бесполезно: партнер все равно не услышит. Как «договорились», играющие обсуждают по окончании игры.

Для облегчения решения задачи воспитатель с кем-либо из детей наглядно проводит и обсуждает сценку. Затем дети играют самостоятельно.

Воспитатель следит за ходом игры помогает тем детям, у которых что-то не получается. По желанию дети меняются ролями.

«Тень»
Цель : Учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Ход игры : Играющие составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнер: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек. Если играющие испытывают затруднение, по просьбе взрослого кто-то из детей наглядно изображает пример. По ходу играющие меняются ролями.


«Зеркало»

Цель : учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Ход игры: Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

«Угадай эмоцию».

Цель : учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.

Ход игры: Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети - зрители - должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому - восторг, (раздражение - ярость, печаль - горе). Задача зрителей - как можно точнее определить эти эмоции.


Игра «Ласковое слово»

Цель: Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Ход игры: Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод, в хоровод
Здесь собрался народ!
Раз, два, три - начинаешь ты!
Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.
Например:
- Сашенька, доброе утро!
Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Ход игры: Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

Радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

Грусть, обида, вина, радость;

Трудолюбие, лень, жадность, зависть;

Жадность, злость, зависть, отзывчивость.

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

Грустит, огорчается, веселится, печалится;

Радуется, веселится, восторгается, злится;

Радость, веселье, счастье, злость;

Игры на развитие эмоционально – личностной сферы.

« Зеркало».

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Ход игры

Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

«Театр моды».

Цель: развивать у детей умение различать индивидуальные особенности сверстников, особенности их внешнего вида, формировать навыки свободного, естественного, раскрепощенного поведения будучи в центре внимания окружающих.

Оборудование: магнитофон, микрофон для комментатора, «подиум».

Ход игры

Вариант 1. Участники игры делятся на манекенщиц, манекенщиков, комментаторов и зрителей.

Повседневные наряды детей могут быть украшены бусами из катушек и шариков, сумочками, оригинальными шляпками и шапочками и т. д. Манекенщицы и манекенщики под музыку проходят по подиуму, демонстрируя модели и грацию. Демонстрация сопровождается доброжелательным комментарием. Сначала комментатором может быть воспитатель, а затем - дети. Зрители аплодируют понравившимся моделям. Затем игроки меняются ролями.

Вариант 2. В игру можно ввести по желанию детей роль художников-модельеров, демонстрирующих свои новые коллекции (при этом украшения из бумаги, ткани и других материалов готовятся заранее). Зрители определяют победителя.

Вариант 3. Можно ввести различные «номинации» и присуждать награды:

    за самую очаровательную и обаятельную улыбку;

    за самые веселые глаза;

    за самую грациозную походку,

    за самый высокий рост;

    за самые светлые (темные), длинные (короткие) волосы;

    за самый синий, красный цвет одежды;

    за самый оригинальный костюм и т. п.

При этом награды должны получить все, а кто какую именно - решают зрители.

«Угадай эмоцию».

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.

Ход игры

Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети - зрители - должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому - восторг, (раздражение - ярость, печаль - горе). Задача зрителей - как можно точнее определить эти эмоции.

«Диалог по телефону».

Цель: обучить детей правилам ведения телефонного разговора; учитъ приглашать к телефону нужного собеседника, приветствовать, представляться, благодарить, прощаться.

Оборудование: два телефона.

Ход игры

Вариант 1. Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать диалог по телефону, с употреблением как можно большего количества вежливых слов. Пары по очереди разговаривают по телефону, остальные дети внимательно слушают.

Выигрывает пара, употребившая в своем диалоге большее количество вежливых форм.

Вариант 2. Это может быть диалог на заданную тему: о прошедшем выходном дне, об увиденном цирковом представлении или спектакле кукольного театра, любимом мультфильме или телепередаче, приглашении друга в гости, на день рождения, звонке заболевшему другу.

Вариант 3. Деловой разговор по телефону: просьба, предложение, напоминание, выяснение времени телепередачи и т. п.

Вариант 4. Телефонный разговор с персонажем известной сказки или мультфильма.

«Чунга - Чанга».

Цель: формировать умение разделять свою радость с другими людьми.

Оборудование: , браслеты, серьги, разноцветные перья, магнитофон.

Ход игры

Путешественники пристали на своем корабле к острову. Их окружили жители чудесного острова - маленькие темнокожие дети. На них пестрые юбочки, на руках и ногах - браслеты, в ушах - круглые серьги, на шее - бусы, а в волосах - красивые перья.

Весело они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» и напевают:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!

Приглашают путешественников разделить их радость, принять участие в общем веселье.

«Крошка Енот».

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Один ребенок - Крошка Енот, остальные - его отражение («Тот, который живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, удивления, радости), а дети точно отражают их с помощью мимики и жестов. Затем на роль Енота выбираются поочередно другие дети. Игра заканчивается песней: «От улыбки станет всем светлей».

«Лето настроений».

Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок.

Оборудование: наборы картинок с изображением животных с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений.

Ход игры

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Лото настроения.

Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции, предлагает ребятам отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.