Уголок по речевому развитию во второй младшей группе - Презентации - Методическая копилка - Cайт воспитателя Свинолобовой Ирины Васильевны. Тема урока: "Уголок речевого развития в группе" Оборудование речевого уголка во 2 младшей группе

Юлия Сергеевна Большухина

Речь самый сложный психический процесс подвластный только Человеку!Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка. Поэтому главной задачей воспитателя и родителей помочь в развитии познавательных способностей детей,что позволит усвоению и совершенствованию родной речи , обогащению словаря, звуковой стороны речи ,грамматической стороны речи и остальных компонентов речи .

Вопрос развития речи у современных детей очень актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушениями речи увеличивается .

В нашей группе оформлен уголок по развитию речи , который постоянно пополняется в соответствии с возрастом и интересами детей.

Уголок располагается между театрально-музыкальным и книжным уголками , что прекрасно дополняет друг друга.

Главная героиня уголка "Лягушка-болтушка" , которая используется в артикуляционной гимнастике. Альбом "Веселый язычок" с картотекой артикуляционных упражнений и кубики.

Звуковые диски на звукоподражание.


Кубики-лото. Очень многофункциональная игра направлена на обогащение и закрепление. К ней прилагается пособие с загадками разных уровней сложности, скороговорки и многое другое.

Для развития речевого дыхания , кроме различных упражнений, трубочек, шариков, дудочек, мы используем мыльные пузыри, светодиодную лампа, которая завораживает и создает комфортную обстановку.


Для развития моторики создана картотека пальчиковой гимнастики, массажные мячи, сухой бассейн, чудесный мешочек с набором разных предметов и карточек с заданиями.

На фото один из вариантов игр с прищепками, животные-бродилки для пальчиков и моталочки "мышки".


В уголке есть картинки для рассматривания и составления рассказов, серии сюжетных картин, наборы по лексическим темам, дидактические игры "Один-много", "Мой,моя, мои,моё","Четвертый лишний" и т. д. Портреты детских писателей и комплект книг соответствующие программе ДОУ и возрасту, зеркало большое и индивидуальные.

Активно используем в развитии речи предметы театрального и музыкального уголка , потому что сказка способствует развитию связной речи .

Спасибо за внимание!Всем успехов в саморазвитии !

Публикации по теме:

«Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе «Как мышка с зимой знакомилась». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во второй младшей группе Образовательная область: «Познание».

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего развития «Украшаем елку» Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста по теме: «Украшаем елку». Цель: Уточнить и обогатить представления.

Конструкт занятия развития речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Конструкт образовательной деятельности (речевое развитие). Тема (проект): Путешествие в осенний лес; Возрастная группа: вторая младшая группа;.

В этом уголке используются основные геометрические фигуры для изучения и закрепления во второй младшей группе. Фигуры изготовлены из соленого.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед педагогическими коллективами ДОУ серьезные задачи. Совершенствование педагогического.

Отчет по самообразованию «Формирование речи детей посредством игровой деятельности во второй группе раннего развития» В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает.

Составная часть общей предметно-игровой среды – центр физического развития. Пособия, оборудование центра стимулирует двигательную активность.






Педагогическая работа с детьми в младших группах: воспитание правильного физиологического дыхания; уточнение произношения гласных и некоторых согласных звуков; уточнение произношения в звукоподражаниях; систематическое проведение упражнений артикуляционной гимнастики; развитие мелкой моторики рук через специальные игровые упражнения.


В средней группе: развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания; расширение и активизация словаря; рассказывание о разных качествах и свойствах предметов рукотворного и природного мира; знакомство с правилами ведения диалога через театрально-игровую деятельность; побуждение к высказываниям разного типа; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.


В старшей группе: развитие артикуляции и правильного произношения; развитие фонематического слуха; расширение и активизация словаря; упражнение в использовании в речи слов- обобщений; упражнение в использовании в речи числительных; развитие диалогической речи; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности.


В подготовительной к школе группе: развитие фонематического слуха,речевого дыхания и речевого внимания,интонационной выразительности речи; расширение и активизация словаря; составление и проговаривание диалогов в бытовых и учебных ситуациях,в театрализованной деятельности; развитие пространственных представлений; расширение умения ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке; подготовка руки к письму в процессе различных. видов детской деятельности


Организация речевого уголка ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (на карточках) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ (на карточках) для развития правильного звукопроизношения для развития правильного звукопроизношения для развития артикуляционного аппарата для развития артикуляционного аппарата для развития речевого дыхания для развития речевого дыхания для развития мелкой моторики для развития мелкой моторики словесные игры чистоговорки,стихи, приговорки,потешки чистоговорки,стихи, приговорки,потешки


КАРТИНКИ по лексическим темам с изображением явлений природы с изображением явлений природы с изображением предметов домашнего обихода с изображением предметов домашнего обихода с изображением основных частей предметов с изображением основных частей предметов с изображением труда взрослых с изображением труда взрослых с изображением цвета,размера и качества предметов с изображением цвета,размера и качества предметов с изображением действий с изображением действий с изображением предметов во множественном числе с изображением предметов во множественном числе для согласования существительных с числительными для согласования существительных с числительными начиная со средней группы предметные и сюжетные для составления описательных рассказов предметные и сюжетные для составления описательных рассказов


Настольно-печатные игры; игры для развития мелкой моторики: шнуровки, пазлы, мозаики, «сухие бассейны»; начиная со средней группы схемы для составления описательных рассказов; картинки с постепенно развивающимся сюжетом; репродукции картин известных художников; индивидуальные зеркала; игры для развития фонематического слуха.


Каталог В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке по следующей схеме: 1.Дидактические игры и упражнения: а)для развития звукопроизношения; б)для развития речевого дыхания; в)для развития артикуляции; г)для развития фонематического слуха; д)для развития мелкой моторики; е)словесные игры; ж)настольно-печатные. 2.Картинки,картины и репродукции картин.

Содержание речевого уголка в младших группах дошкольного образовательного учреждения

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

В вопросах профилактики речевых нарушений помогает работа с дошкольниками в речевом уголке. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала необходимо учитывать:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления;

Ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

1-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2.Каталог игр:

г) пальчиковой гимнастике.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

2-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

яна тимошина

речевой уголок во второй младшей группе "змейка говорушка

Речь – самый сложный психический процесс. Вопрос развития речи у современных детей актуален, потому что с каждым годом число детей с нарушением речи увеличивается.

В нашей группе оформлен уголок по развитию речи «Мастерская змейка -говорушка » , в соответствии с возрастом и интересом детей.

Уголок располагается рядом с театрально-музыкальным и книжным уголками , что прекрасно дополняет друг друга.

Главным героем уголка является «Змейка "

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие :

1. Артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры, картотека артикуляционной гимнастики, зеркала)

2. Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику, можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание , создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребенка.

В этом уголке , для развития правильного дыхания, мы создали дидактические игры : «Бабочка на цветочке» , «Тучка» , «Осенние листочки» , «Бабочки» , «Футбол» , «Прожорливые ягоды» , а также есть «Ветрячки» , «Мыльные пузыри» , «Ватные шарики» .

1. Для развития связной речи, мы используем наборы предметных и сюжетных картинок (по лексическим темам недели) : «Мамы и детки» , «Мебель» , «Инструменты» , Дикие животные», «Домашние животные» , «Птицы» , «Насекомые» , «Овощи» , «Фрукты» , «Ягоды» , «Грибы» , «Профессии» , Времена года»; дидактические игры и пособия : «Профессии» , «Времена года» , «Чей домик?» , «Где моя мама?» , «Любимая сказка» , «Что к чему?» , «Цвет» , «Мир животных» , «Дары природы» , «Часть и целое» , «Что из чего сделано?» , «Живая природа» ; а также книжки-ки-малышки и художественные произведения по программе, разрезные картинки и разные виды театра.

2. Пособия по развитию мелкой моторики :, грецкие орехи,шишки, трафареты, прищепки («Солнышко» , «Ёжик» , шнуровка, мелкие игрушки (киндеры, картотека пальчиковых игр.

3. Материал по звукоподражанию :, «Шумовые инструменты» , детские музыкальные инструменты, дид. игра «Чей голос?»

4. Игры и пособия по автоматизации звуков : чистоговорки, скороговорки, стихи и потешки, предметные и сюжетные картинки, разные виды театра : пальчиковый, настольный, театральные маски; мелкие игрушки.

5. Игры по лексике и грамматике : предметные картинки по лексическим темам.

В речевом уголке мы используем предметы театрального и музыкального уголка , так как драматизация способствует развитию связной речи.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе «23 февраля - День защитника Отечества!» Программное содержание. Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества. Развивать познавательный интерес к профессии.

Спортивный уголок во второй младшей группе. Воспитатели второй младшей группы Мирошниченко Марина Александровна и Скрипченко Елена Ивановна.

В нашем Детском саду прошел смотр-конкурс театральных ширм среди возрастных групп. Задачи смотра-конкурса: - способствовать повышению.

В детском саду малыши-дошкольники проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку.

Конспект НОД по освоению речевой и познавательной деятельности во второй младшей группе «В далёкой Африке» Технологическая карта интегрированной НОД по освоению речевой и познавательной деятельности во второй младшей группе Место проведения: МБДОУ.

Воспитателем был создан уголок ПДД ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ,с целью закрепления важности знания ПДД с малых лет. В данном уголке расположен.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при объединении всех участников педагогического процесса в единое образовательное пространство, которое подразумевает взаимодействие, сотрудничество на всем протяжении дошкольного детства ребёнка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребёнка. По сравнению с ранним детством словарь ребёнка дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса, как считает В.С. Мухина, непосредственно зависит от условий жизни и среды, в которой пребывает ребёнок. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский сад, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок. Предметно-развивающая среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности.

Речевая среда должна способствовать реализации следующих факторов:

  • восприятие речи взрослых;
  • наблюдение за языком;
  • вовлеченность в активную речевую среду;
  • диалог между взрослыми.

Речевая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Наполнение речевой среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста и отражать все направления работы по развитию речи.

Задачи работы:

  • развитие словаря ребёнка;
  • работа над грамматическим строем речи;
  • развитие связной речи;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • подготовка к обучению и обучение грамоте;
  • развитие мелкой моторики;
  • знакомство с художественной литературой;

Группа раннего возраста

  • портреты писателей с биографией (Барто А., Токмакова Н., Маршак С. Я. и другие);
  • пособия для развития дыхания;
  • игры по развитию связной речи;
  • предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, домашние животные и птицы, времена года, насекомые, транспорт и другие;
  • различные виды театров;

Вторая младшая группа

  • портреты писателей с биографией (Ушинский К., Михалков С., Мошковская Э. и другие);
  • подбор детской художественной литературы (4-5 наименований книг по 2-3 экземпляра, книжки-ширмы.);
  • пособия для развития дыхания;
  • пособия для развития мелкой моторики;
  • игры по развитию связной речи (предметные картинки для составления описательного рассказа, сюжетные картинки – сюжет простой);
  • дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи;
  • предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, домашние животные и птицы, дикие животные, ПДД, времена года, насекомые, транспорт, посуда, цветы, профессии и другие;
  • различные виды театров;
  • картотека пальчиковых игр, стихов, потешек, приговорок.

Средняя группа

  • портреты писателей с биографией (Маяковский В., Пушкин А.С., Чуковский К.И. и другие);
  • подбор детской художественной литературы (5-6 наименований, оформляются тематические выставки – 1 раз в квартал);
  • пособия для развития дыхания;
  • пособия для развития мелкой моторики;
  • игры по развитию связной речи (предметные картинки для составления описательного рассказа с опорой на схему, сюжетные картинки-сюжет простой);
  • дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи;
  • предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, домашние животные и птицы, дикие животные, ПДД, времена года, насекомые, транспорт, посуда, цветы, профессии, ягоды, грибы, космос, обитатели водоёмов и другие;
  • различные виды театров;
  • картотека чистоговорок, загадок, словесных игр.

Старшая группа

  • портреты писателей с биографией (Горький М., Житков Б, Толстой Л., Бианки В. и другие);
  • подбор детской художественной литературы (7-8 книг разной тематики и жанров, оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему – 1 раз в квартал);
  • портреты художников-иллюстраторов (Чарушин Е.И., Рачев Е.М.)
  • пособия для развития дыхания;
  • пособия для развития мелкой моторики;
  • игры по развитию связной речи (предметные картинки для составления описательного рассказа с опорой на схему, сюжетные картинки-сюжет многоплановый);
  • дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи;
  • различные виды театров;

Подготовительная к школе группа

  • портреты писателей с биографией (Куприн А.,Паустовский К., Есенин С. и другие);
  • подбор детской художественной литературы (наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам, выставляется 10-12 книг, различных по жанру и тематике., оформляются тематические выставки с рисунками детей);
  • портреты художников-иллюстраторов (Билибин И., Васнецов Ю.)
  • пособия для развития дыхания;
  • пособия для развития мелкой моторики;
  • игры по развитию связной речи (сюжетные картинки-сюжет многоплановый);
  • дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, обучение детей грамоте;
  • набор букв разного цвета, размера, материала;
  • дидактический материал для изображения букв (верёвочки, камешки и др.)
  • заготовки для штриховки, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости;
  • иллюстрации о памятниках и музеях города, страны;
  • карта России, где отмечены города;
  • предметные картинки с изображением явлений природы, овощи, фрукты, деревья, кустарники, домашние животные и птицы, зимующие и перелётные птицы, дикие животные, животные жарких стран, животные Севера, мой город, моя страна, День Защитника Отечества,ПДД, времена года, насекомые,бытовая техника, транспорт, посуда, цветы, профессии, ягоды, грибы, космос, обитатели водоёмов и другие;
  • различные виды театров;
  • картотека чистоговорок, закличек, поговорок, пословиц, словесных игр.

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.

Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например “Речевичёк”, “Учимся говорить правильно”, или просто выделить место. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям. В его оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.

Одним из главных условий качества речевого уголка является искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.